Древнерусские энкалпионы. Г.Ф. КОРЗУХИНА А.А. ПЕСКОВА

Библиотека кладоискателя, скачать бесплатно

 
СКАЧАТЬ >>>
Г.Ф. КОРЗУХИНА А.А. ПЕСКОВА
ДРЕВНЕРУССКИЕ ЭНКОЛПИОНЫ

НАГРУДНЫЕ КРЕСТЫ -РЕЛИКВАРИИ XXIII вв.
Г. Ф Корзухина, А. А. Пескова. Древнерусские энколпноны. Кресты-релякварии XI—XIII вв. — СПб Петербургское Востоковедение, 2003 — 432 с (Агспаео1о§1са Ре1гороШапа, XIV)
Предлагаемое вниманию читателей издание состоит из двух частей и представляет собой самый полный на уровне современного состояния науки свод материалов и исследований, касающихся изучения древнерусских нагрудных крестов-реликвариев XI—XIII вв как созданных на Руси, так и привезенных на Русь и ставших частью ее духовного и культурного наследия
В I части книги впервые публикуется исследование крупнейшего специалиста в области изучения средневекового прикладного искусства Г Ф Корзухиной (1906—1974) «Памятники домонгольского медного литья» Эта работа написанная Г Ф Корзухиной в 1949 г, представляет собой монографическое исследование сложнейшего пласта древнерусских культовых древностей — крестов-энколпионов, выполненное на основе изучения 400 предметов и в основном учитывающее почти все известные типы древнерусских энколпионов Работа содержит самую полную и пока единственную в отечественной историографии систему классификации этой категории древностей, аргументированные датировки и цельную картину развития данной отрасли художественного ремесла в Древней Руси В полном объеме никогда ранее не издавалась
II часть книги, подготовленная А А Песковой, составляет «Каталог крестов-энколпионов древней Руси», насчитывающий свыше 1600 предметов Основой его являются крупнейшие собрания музеев Москвы, С -Петербурга, Киева, а также материалы из других музеев России и ближнего зарубежья (более 50 музеев приняли участие в создании Каталога), из частных коллекций и археологических раскопок Значительная их часть впервые вводится в научный оборот География находок не ограничивается территорией древнерусского государства, а охватывает и сопредельные земли Собранные материалы организованы в основном согласно классификации Г Ф Корзухиной, но сопровождаются новыми оценками отдельных типов энколпионов Добавлены разделы, посвященные византийским крестам-реликвариям, обнаруженным на территории Древней Руси, а также неизвестным ранее типам энколпионов
В Заключении рассматриваются спорные вопросы абсолютной и относительной хронологии древнерусских энколпионов, намечаются новые пути их решения
Книга может быть полезна музейным работникам, историкам кучьтуры, археологам, а главное, она открывает возможности для качественно нового этапа всестороннего исследования этого интереснейшего пласта культовых древностей, в том числе специалистами в области метал поведения и вещевой палеографии
На первой странице обложки энколпион из раскопок Ю Э Жарнова в «Ветчаном городе» во Владимире на Клязьме, 1993 г Фото Ю Э Жарнова


ПРЕДИСЛОВИЕ

Древнерусские кресты- энколпионы - яркий и значительный пласт древностей, отражающих начальный этап художественной и духовной жизни общества в период становления на Руси христианства, определившего ее культурное развитие и самосознание Это и важная часть истории древнерусского ремесла — искусства художественной обработки металла, которое послужило основой для формирования русской средневековой металлопластики
Название «крест энколпион»  уже более ста лет используют в научной литературе в отношении византийских и древнерусских нвгрудных полых двустворчатых крестов - реликвариев, иногда с расширительным значением — включая и монолитные кресты с двусторонними изображениями, отлитыми наподобие энколпионов, иногда наоборот — применяя его только к определенной группе энколпионов В российской литературе последних десятилетий оно утвердилось в своем основном значении — для всех византийских и органично с ними связанных древнерусских крестов-складней домонгольского периода Двустворчатые кресты, сформировавшиеся позже, начиная с XIV в , принято называть креста-ми-мошсвиками
Массовое производство и широкое бытование крестов-энколпионов в средневековом обществе домонгольской Руси— явление исключительное в мировой историко-культурной практике, сопоставимое по масштабам и разнообразию лишь с культовым литьем сиро-палестинского круга, лежащим в основе этой традиции Зародившаяся, вероятно, у истоков культа Честного Креста практика изготовления медноли-тых крестов-реликвариев для паломников получила развитие во многих регионах восточно-христианского мира В Малой Азии, по-видимому параллельно если не ранее, создавались кресты-мощевики при монастырях и мартириях святых На Балканах и Дунае новообращенные христиане на основе восточно-средиземноморских образцов иконографические типы которых сложились еще в доиконоборческие времена (VI— VII вв), вырабатывали местные, зачастую упрощенные вари анты крестов реликвариев Восстановление этой традиции связывается с возрождением деятельности в X—XII вв мель-китских культурных центров (Залесская 1988 93—98) И только в Древней Руси складывается новое самостоятельное направление в развитии этого ярчайшего пласта культового
Кресты- энколпионы, как и кресты-тельники, являясь пред метами личного благочестия, прежде всего обозначают причастность верующего церкви, его единение с ней и одновременно несут защитно-охранительную функцию заложенную уже в самой символике креста Наряду с этим кресты-энколпионы, благодаря хранимым в них почитаемым святыням, наделены для верующего особой благодатью Вера в их чудотворную силу связана с культом святых мощей, развитым в
1 В Византии энколпионами называли носимые на груди предметы различной формы (медальон крест, коробочка) с реликвиями или надписью-молитвой служившие их владельцам фа-лактериями (оберегами) Примеры употребления этого названия византийскимн авторами XI— XII вв см Никифорова 2000 138—154

христианской церкви, корни которого глубоко уходят в ран нехристианскую эпоху2
Надписи о вложенных реликвиях на серийных медноли-тых крестах-энколпионах обычно отсутствуют Заменой им очевидно, служили лицевые изображения на наружной стороне створок, как правило, подписные Относительно энколпио нов с изображениями святых Бориса и Глеба это не вызывает сомнений, поскольку появление этих энколпионов увязывается с обретением мощей первых русских святых и их канонизацией При отсутствии своих святынь на начальном этапе хри стианизации Древней Руси только борисоглебские энколпионы и могли быть крестами -мощевиками в буквальном смысле слова Гораздо сложнее установить, какие реликвии содержались в других крестах-складнях, имеющих принципиально иной состав лицевых изображений, по-своему раскрывающих их сакральную сущность
На подавляющем большинстве древнерусских крестов- энколпионов на лицевой створке изображается Распятие Христово прославляющее искупительную жертву Христа, на оборотной — Богоматерь с евангелистами или святыми воинами, апостолами, творцами литургии, вместе являющими собой образ Христовой церкви Эти лицевые изображения можно рассматривать и как образное изложение основ христианского вероучения, и, одновременно, как указание на содержащиеся внутри реликвии Византийские кресты энколпионы с аналогичной композицией, но выполненные из драгоценных материалов и в сложной технике, иногда с надписями сообщающими о вложенных в них реликвиях, предназначались для частиц Крестного древа Христа — главной святыни христианской церкви (Ргокп> 1961, 1965) Об этом в част ности свидетельствует их устройство— характерный для ставротек вложенный внутрь дополнительный крест с крестообразным углублением для частиц Истинного древа Креста Среди древнерусских меднолитых энколпионов также ветре чаются экземпляры с крестообразными ячейками в средокре-стье внутренней стороны створки, выделяемыми чаще всего рельефным бортиком
Существует гипотеза, построенная на аналогиях с драго ценными крестами ставротеками и подкрепляемая письменными источниками о том что и серийные меднолитые так называемые «сирийские» кресты-энколпионы с изображениями Распятия и Богоматери с евангелистами специально изготавливались для паломников как ставротеки (Кш^ 1928) Ясно выраженная в лицевых изображениях этих энколпионов идея прославления Крестной жертвы Христа делает эту гипотезу весьма убедительной, но великое множество таких энколпионов рассеянных по всему свету в том числе находимых и на территории Древней Руси, требует некоторой корректировки Обладание истинными частицами Истинного древа Креста было доступно не всякому городу и не всякому храму не го воря уже о частных лицах К тому же обрамлялась эта высшая реликвия со всей возможной роскошью подобающими случаю драгоценными материалами По-видимому, часть меднолитых крестов-энколпионов как «сирийских» так и древнерус-
2 «Традиция поклонения мощам и поминальный культ гораздо старше культа святых мест и достоверно отмечены по крайней мере с середины Ив» (Беляев 1998 270)
 
СКАЧАТЬ >>>

Библиотека кладоискателя, скачать бесплатно